Универсальные системы мониторинга как жизненно важные составляющие высокоиммунных транспортных систем
В статье представлена архитектура универсальной системы мониторинга, а также дорожная карта разработки универсальной аппаратно‑программной платформы для такой системы.
Жизненный цикл технических объектов, создаваемых человеком, очень схож с жизненным циклом подавляющего большинства живых существ.
Вначале возникает мысль о создании некоего объекта, затем эта мысль дополняется действиями по его созданию (проектирование, конструирование и т. д.), далее объект обретает физическую форму, наступает этап приработки (фактически некоторого обучения), а следом за ним — этап нормальной деятельности (эксплуатации). Так же как и у биологических существ, у технических объектов наступает время постепенного старения и утраты основных свойств (деградации), что в конечном итоге всегда приводит к гибели объекта (в техническом смысле это демонтаж и утилизация либо тотальная модернизация). В обществе колоссальное значение имеют достижения медицины и медицинской диагностики, мониторинга состояния организма, что определяет возможности своевременного медицинского вмешательства для восстановления физической формы. Без многих достижений в сфере диагностики и мониторинга организма человек не имел бы шанса избежать утраты физической формы и — в ряде случаев — гибели.
Аналогично медицинской диагностике развивается и область технической диагностики: с появлением развитой компьютерной техники, миниатюрных измерительных средств, универсальных каналов трансляции измеренных параметров в пункты их обработки и т. д. возникают возможности в организации систем технического диагностирования и мониторинга [1–5]. К настоящему моменту основной параметр диагностирования — «время», а точнее, возможность предсказания наступления события. Это имеет закономерный экономический эффект: чем раньше выявлен дефект и поставлен диагноз, тем дешевле лечение.
Очень часто такие системы внедряют под лозунгами автоматизации процедур по техническому обслуживанию, однако истинная цель их внедрения — создание возможности прогнозирования событий для их предотвращения.
Получение подобного свойства техническим объектом приводит к тому, что этот объект совершенствует собственный технический иммунитет и становится менее уязвимым к внешним дестабилизирующим факторам.
Техническая диагностика и ее развитие в виде мониторинга базируются на уточнении априорной информации о надежности объекта диагностирования с использованием дополнительной информации о его истории (аналог «истории болезни» в медицинской диагностике), от датчиков, обследований, наблюдений и т. д. Система технического диагностирования и мониторинга — не только набор датчиков, преобразователей, каналов передачи диагностической информации, средств их хранения и обработки. Система мониторинга включает в себя еще и некий «скелет», полученный от создателя: архитектуру, алгоритмы функционирования, первичную информацию об объектах диагностирования и мониторинга, способы донесения обработанной информации до конечного пользователя.
В идеальном варианте система технического диагностирования и мониторинга должна быть звеном в цепи обратной связи системы управления и в автоматическом режиме должна не только сообщать о потенциальном критическом событии, но и управлять этой информацией так, чтобы подобное событие можно было предотвратить, а в худшем случае — парировать наиболее эффективным способом с минимальными экономическими и экологическими потерями. Система мониторинга — необходимый компонент для создания технических систем во всех сферах: в строительстве, промышленности, на транспорте. Наличие систем мониторинга — обязательный атрибут реализации технических объектов, для которых возможно «управление энергией» и поддержание оптимальных характеристик таких составляющих, как энергоэффективность, использование возобновляемых источников энергии, минимизация углеродного следа при требуемом и повышаемом техническом иммунитете (рис. 1). Поэтому системы мониторинга становятся базовыми средствами для оптимального «управления энергией».
Не секрет, что существует большое разнообразие систем мониторинга, которые используются как в бытовой сфере, так и в сфере промышленности и транспорта. Все эти системы, по сути, имеют одинаковую «основу», но реализованы по-разному. Однако общие особенности систем мониторинга оказываются неизменными. В данной статье авторами предлагается универсальная архитектура систем мониторинга, охватывающая и обобщающая известные технические решения. Ее использование позволяет реализовать более совершенную систему мониторинга, чем известные к настоящему моменту.
Архитектура универсальной системы мониторинга
Система технического диагностирования и мониторинга представляет собой совокупность объекта диагностирования и мониторинга (далее — объект мониторинга) и технических средств его диагностирования и мониторинга [6; 7]. Перед реализацией системы мониторинга производится моделирование объекта мониторинга с целью определения множества диагностических параметров и контрольных измерительных точек, необходимых для качественного мониторинга и выявления требуемого множества диагностических событий. Именно в этом появляется отличие всех систем мониторинга — требуется знать «природу» объекта, особенности его обустройства и исторические данные о процессах эксплуатации (если речь идет об оснащении системой мониторинга уже эксплуатируемого объекта).
Архитектура же систем мониторинга может быть универсальной.
Следует обратить внимание на то, что в ряде случаев при действующих ограничениях на реализацию систем мониторинга (отсутствие необходимых каналов передачи данных с требуемой скоростью, запрет на использование внешних сетей вне предприятия, невозможность использования постоянных источников энергоснабжения и пр.) становится невозможным получение полного множества диагностических параметров, необходимого для высокой полноты и глубины диагностирования и для получения достоверного прогноза и оценки остаточного ресурса. При этом всю обработку данных оказывается возможным вести только на промежуточных концентраторах, располагаемых в непосредственной близости к объекту мониторинга.
Например, в железнодорожной отрасли весьма ограничено использование каналов связи: на большинстве объектов присутствует только медножильный кабель, для применения — в качестве тракта передачи данных — оптоволоконных кабелей требуется большое число согласований, при этом трансляция данных в сетевые центры мониторинга возможна лишь по сети передачи отраслевого назначения, а использование радиоканалов и внешнего интернета практически исключено. Эти обстоятельства являются сдерживающими факторами при внедрении высокоразвитых систем мониторинга на объектах транспортной инфраструктуры.
Система мониторинга реализуется по дорожной карте, представленной на рис. 2.
На рис. 3 приведена универсальная архитектура системы мониторинга, сформированная авторами по результатам многолетней разработки и эксплуатации систем мониторинга на различных объектах строительной отрасли, промышленности и транспорта.
В универсальной архитектуре системы мониторинга показаны и аппаратные, и программные ее компоненты, позволяющие получить первичные («сырые») диагностические данные, передать их в базу данных, осуществить фильтрацию и восстановление данных [8; 9], а также комплексную обработку, чтобы получить диагноз, прогноз и оценку остаточного ресурса объекта мониторинга и выдать эту информацию конечным пользователям. Источник данных, как правило, представляет собой совокупность датчика физической величины (сенсора) и преобразователя. Они управляются с помощью накопителя данных и конвертера протокола (Bridge). Здесь происходит сбор данных от источника (например, аппаратная часть или программный интерфейс приложения третьей стороны) и отправка их в XMPP-измерительный канал. Накопление «сырых данных» из каналов измерений и хранение этой матрицы в банке «сырых данных» осуществляются с помощью модуля STORE. Сам банк «сырых данных» может быть представлен в виде текстового файла или любого аналогичного варианта. Сбор данных из канала измерений и их конвертацию в физические величины согласно заложенной информации в диспетчере конфигурации с отправкой данных в измерительный канал осуществляют в модуле CALC. Модуль DATA представляет собой программный интерфейс приложения для предоставления данных в интерфейс пользователя (включая вывод данных во внешние системы). Здесь обеспечен доступ к данным/событиям/статусам каналов. Интерфейс RT-DATA представляет собой программный интерфейс приложения и предназначен для просмотра в реальном отрезке времени, например для анализа ситуации.
Интерфейс TRS также является программным интерфейсом приложения и обеспечивает транспортировку слоя для систем управления, подобных SCADA (или близких вариантов этой системы). Модуль EVENT производит данные для канала данных, где используется информация из канала данных и диспетчера конфигурации.
Диспетчер хранения записывает диагностическую информацию в базу данных. Данные берутся из банка «сырых данных», конвертируются с использованием информации от диспетчера конфигурации и записываются в базу данных (либо в несколько баз данных). Диспетчер данных обеспечивает программный интерфейс приложения прочтением информации из базы данных (в аналогичных вариантах может обеспечить средствами записи информации непосредственно в базу данных). Далее с помощью диспетчера фильтрации и восстановления осуществляется фильтрация «сырых данных» с поиском аномалий и восстановлением пропущенных данных.
Диспетчер комплексной аналитики осуществляет обработку диагностической информации средствами интеллектуального анализа данных (data mining) и машинного обучения [10–14]. Диспетчер конфигурации обеспечивает всецело функциональность конфигурации системы и снабжает информацией всех пользователей.
При проектировании универсальной аппаратно-программной платформы необходимо определить специфические задачи и требования в различных сферах, для которых важно наличие средств мониторинга, выявить ключевые особенности существующих систем мониторинга, структурировать текущие задачи и имеющиеся на данный момент возможности для стандартизации. Это позволяет выработать рекомендации по унификации компонентов, повысить уровень абстракции элементов, входящих в систему мониторинга, разделить систему на интеллектуальные микросервисы. В свою очередь, достижение подобных целей позволяет расширить возможности и сферы применения универсальной аппаратно-программной платформы, упростить ее состав за счет способности выполнять дополнительные задачи перекомпоновкой имеющихся частей без разработки новых, стандартизировать и унифицировать подход к решению широкого класса проблем мониторинга.
В настоящее время сформировались типовые компоненты систем мониторинга, закладывающиеся во все подобные системы (табл. 1).
Табл. 1. Типовые компоненты систем мониторинга
Компонент | Решаемые задачи в составе системы мониторинга |
---|---|
Датчики (сенсоры) | Прямое или косвенное измерение требуемых параметров с помощью оптимального набора сенсоров (с учетом среды функционирования, характеристик устройства, экономического и экологического факторов) |
Преобразователи | Наиболее ранняя оцифровка измеренных значений с датчика для передачи сигнала в виде определенного цифрового кода с возможностью предварительной обработки (усреднения), распознавания ошибок в линии связи, обеспечения помехозащищенности, восстановления значений |
Сеть | Передача оцифрованного сигнала на верхний уровень сбора, хранения, обработки и выдачи конечному пользователю по оптимальным в заданных условиях каналам связи |
Устройства сбора и обработки данных (УСОД) |
Сбор и обработка данных со всех узлов в хранилище верхнего уровня (обычно между устройствами оцифровки сигнала и конечными серверами существуют промежуточные устройства сбора данных (несколько последовательных верхних уровней), а сами серверы четко выражены и являются вершиной структуры системы, но возможны и технические решения, когда средние уровни отсутствуют) |
Программные средства | Программа или набор взаимосвязанных программных модулей, обеспечивающих обработку, накопление информации, собираемой с датчиков, и передачу их в интерфейс, а также выполнение сопутствующих сервисно-административных задач (архивирование, резервирование, разграничение прав доступа). Совокупности этих программ зачастую распределены по нескольким устройствам (УСОД нижнего и верхнего уровней, автоматизированные рабочие места операторов) |
Интерфейсы | Выдача обработанной информации:
|
Чем более масштабна система мониторинга, тем полнее в ней проявляются перечисленные в таблице компоненты: большой объем разнообразных датчиков (сенсоров), множество систем оцифровки и сбора данных, протяженные сети передачи, многоуровневое накопление и обработка измерений, наличие корневых серверов.
В системах малого размера (полуавтономные системы, мониторинг малого числа параметров, локальные системы) отдельные составляющие могут объединяться в пределах одного устройства. Например, автономная система измерения температуры: сигнал с датчика поступает сразу на аналогово-цифровой преобразователь программируемого логического контроллера, который одновременно является устройством сбора и обработки информации. Однако и в этом случае при ближайшем рассмотрении присутствуют все обозначенные выше компоненты; аналогово-цифровой преобразователь соединен с микроконтроллером внутренней цифровой шиной (I²C, ISP), разделение на уровни выполнено в пределах единого программного обеспечения устройства: программная функция обработки измерения играет роль «устройства сбора данных», а функция сохранения результата в постоянном запоминающем устройстве — роль «корневого хранилища».
Если рассматриваются системы мониторинга значимых объектов, то помимо центральных серверов данные о мониторинге могут передаваться в центры мониторинга регионального масштаба: как от городского уровня, так и вплоть до систем государственного уровня или мирового масштаба.
Существуют автономные/полуавтономные системы мониторинга, накапливающие информацию во внутренней памяти устройств. Зачастую они не имеют постоянной устойчивой связи с центральным хранилищем (из-за среды, неблагоприятной для распространения сигнала, или удаленности от корневого поста, а равно и для минимизации энергопотребления), однако периодически выполняется считывание накопленных значений (оператором при подключении к блоку или после транспортировки блока на центральный пост и подключения на месте). Здесь также наблюдается разделение на уровни с наличием корневого центра, а канал связи характеризуется большой дискретностью снятия информации и необходимостью перемещения устройств.
Оптические системы измерений протяженностью 100 [м]…[км], несмотря на значительные покрываемые расстояния, не противоречат пункту о «ранней оцифровке», поскольку рассматриваются как единый датчик, на входе которого уже непосредственно размещен цифровой блок.
В табл. 2 сведены основные данные о ряде известных в России и за ее пределами систем мониторинга сложных технических сооружений, а также характеристики перспективной системы мониторинга. Следует отметить, что сама система мониторинга должна поставляться и обслуживаться ее разработчиком (контракт «жизненного цикла»), а заказчик системы должен получать только эффект в виде прогноза и остаточного ресурса, пользуясь этими данными по своему усмотрению. Фактически должен реализовываться сервис информатизации эксплуатирующего технический объект персонала с предоставлением ему результатов мониторинга с высокой их достоверностью. Это может привести даже к разделению ответственности между эксплуатирующим персоналом и поставщиком системы мониторинга при возникновении нарушений, аварий, вынужденных простоев и пр. Подобная особенность системы мониторинга, однако, требует от разработчика большего внимания к технологиям сбора данных и к работе самогó диагностического оборудования, а также подталкивает его к переходу на создание компонентов систем мониторинга с контролепригодными и самопроверяемыми структурами [15].
Базовая платформа системы мониторинга должна обеспечивать:
- расширенное интеллектуальное самодиагностирование системы;
- оценку достоверности результатов мониторинга;
- выдачу информационных сообщений;
- архивирование событий;
- использование сертифицированного оборудования на каждом уровне реализации.
При этом функционал должен охватывать следующие компоненты действительно качественного мониторинга:
- формирование «цифрового двойника» объекта диагностирования;
- моделирование полного жизненного цикла системы;
- комплексную аналитику диагностических данных с применением методов интеллектуального анализа и машинного обучения;
- формирование индекса реального состояния;
- прогнозную аналитику (оценку остаточного ресурса);
- выдачу долгосрочной дорожной карты по объекту;
- выдачу краткосрочных рекомендаций по оптимизации технического обслуживания;
- выдачу рекомендаций по оптимизации и/или резервированию систем, в том числе с целью использования в составе цепей обратной связи для управления технологическими процессами.
Рекомендации по проектированию и разработке систем мониторинга
Значительно повысить эффективность технологии мониторинга можно путем следования таким рекомендациям.
1. Проектирование цифрового аппаратно-программного комплекса:
- проектируются исключительно цифровые аппаратно-программные средства — преобразователи, сеть, устройства сбора и обработки данных, серверное программное обеспечение, интерфейсы;
- уровень сенсоров, как устройств, содержащих аналоговые элементы, в достаточном количестве представленных на рынке и не подверженных быстрому устареванию, исключается из процесса разработки (возможна и эффективна разработка только уникальных диагностических приборов [16]).
2. Обеспечение универсальности и расширяемости проектируемых компонентов:
- необходима поддержка работы со сторонними изделиями для возможности интегрирования разработок в существующие системы или оптимизации расходов при создании новых систем;
- расширение функциональности системы за счет подключения сторонних решений, разработка которых собственными силами не планируется.
3. Разработка трех основных макроблоков системы (преобразователи, устройства сбора и обработки данных, программное обеспечение) должна производиться совместно, при этом необходимо соблюдение базовых принципов:
- постоянное координирование действий при создании основных компонентов системы;
- определение при распределении ресурсов приоритета программного обеспечения как наиболее универсального элемента комплекса, обеспечивающего раннее использование поверх/вместо других уже созданных систем.
4. Использование Ethernet в качестве промышленной сети:
- широкое распространение технологии и оборудования;
- недорогие промышленные микросхемы;
- широкий ассортимент повторителей;
- наличие активных коммутаторов и разветвителей для построения шин типа «звезда»;
- наличие преобразователей во все виды интерфейсов (RS232/422/485Ethernet, USB-Ethernet, «Оптоволокно-Ethernet» и др.);
- высокая помехоустойчивость и скорость передачи данных;
- возможность передавать произвольный поток данных.
При разработке измерительного оборудования необходимо следовать принципам экологичности. Экологичность и минимизация углеродного следа являются приоритетами наиболее развитых стран, таких, например, как государства Европейского союза, Великобритания, Норвегия, Швейцария. Поэтому при разработке компонентов систем мониторинга нужно выбирать экологичные материалы, а режимы функционирования объектов настраивать с учетом назначаемого класса энергоэффективности устройства [17]. Кроме того, необходимо учитывать возможность использования средств мониторинга для «управления энергией» в соответствии с климатической обстановкой и рациональным расходом энергии с целью решения той или иной задачи.
Следует еще раз подчеркнуть, что организация систем мониторинга позволяет не только наделять сложные объекты техническим иммунитетом, но и управлять наиболее рационально, с учетом минимизации энергозатрат и ущерба экологической обстановке, технологическими процессами. И здесь можно привести примеры из транспортной области. Наличие системы мониторинга железнодорожной контактной подвески [18; 19] позволяет определять условия, при которых наблюдается гололедообразование, и управлять процессами профпрогрева, а не выполнять его непрерывно в определенные периоды; наличие систем мониторинга локомотивов [20; 21] позволяет сокращать время пребывания их в сервисных локомотивных депо, поскольку ускоряются поиск и устранение дефекта, и т. д.
Необходимо обратить внимание на проблему формирования систем мониторинга во всех областях, в том числе в транспортной отрасли. Для каждой из составляющих транспорта должны быть созданы новые и пересмотрены действующие нормативные документы: от концепций мониторинга до документов, регламентирующих состав технических средств и особенности реализации инструментов мониторинга, а также процессы их разработки, конструирования и проектирования. Кроме того, для каждой отрасли должен быть сформирован свод правил, позволяющий легко и эффективно интегрировать системы мониторинга в существующую инфраструктуру с действующими ограничениями и принципами обеспечения безопасности ответственных технологических процессов.
Более тонкое понимание проблемы мониторинга позволит получить не средства хранения больших объемов данных с простейшей классификацией событий (как это реализуется сегодня практически во всех транспортных направлениях и ошибочно называется системой мониторинга, а не системой сбора и хранения данных), но действующий инструмент для наделения объектов техническим иммунитетом и создания высокоиммунных технических систем управления ответственными технологическими процессами.
Литература
- Park Y., Kwon S. Y., Kim J. M. Reliability Analysis of Arcing Measurement System Between Pantograph and Contact Wire // The Transactions of the Korean Institute of Electrical Engineers. — 2012. — Vol. 61. — No. 8. — P. 1216–1220.
- Ефанов, Д. В. Функциональный контроль и мониторинг устройств железнодорожной автоматики и телемеханики. — Санкт-Петербург : ПГУПС, 2016.
- Belyi A. A., Karapetov E. S., Efimenko Yu. I. Structural Health and Geotechnical Monitoring During Transport Objects Construction and Maintenance (Saint-Petersburg Example) // Procedia Engineering. 2017. — Vol. 189. — P. 145–151.
- Белый, А. А. Автоматизация процесса управления техническим состоянием искусственных сооружений Санкт-Петербурга за счет применения средств инструментального мониторинга / А. А. Белый, А. А. Белов, Г. В. Осандчий [и др.] // Автоматика на транспорте. — 2018. — Т. 4. — No 3. — С. 380–406.
- Belyi A., Shestovitskii D., Myachin V., Sedykh D. Development of Automation Systems at Transport Objects of MegaCity // Proceedings of 17th IEEE East-West Design & Test Symposium (EWDTS’2019), Batumi, Georgia, 2019. — P. 201–206.
- Пархоменко, П. П. Основные положения и рекомендации по организации диагностического обеспечения сложного объекта / П. П. Пархоменко, В. В. Карибский, Е. С. Согомонян — Москва : Ин-т проблем управления, 1985. Препринт.
- Микони, С. В. Общие диагностические базы знаний вычислительных систем. — Санкт-Петербург : СПИИРАН, 1992.
- Ефанов, Д. В. Выбор способа фильтрации диагностических данных в системах непрерывного мониторинга объектов транспортной инфраструктуры / Д. В. Ефанов, В. Н. Мячин, Г. В. Осадчий, М. В. Зуева // Транспорт РФ. — 2020. — No 2 (87). — С. 35–40.
- Sokolov S. A., Plotnikov D. G., Grachev A. A., Lebedev V. A. Evaluation of Loads Applied on Engineering Structures Based on Structural Health Monitoring // International Review of Mechanical Engineering (IREME). 2020. — Vol. 14. — No. 2. — P. 146–150.
- Jin W., Shi Z., Siegel D., Dersin P., Douziech C., Pugnaloni M., La Cascia P., Lee J. Development and Evaluation of Health Monitoring Techniques for Railway Point Machines // IEEE Conference on Prognostics and Health Management (PHM), 2015, Austin, TX, USA.
- Böhm T. Remaining Useful Life Prediction for Railway Switch Engines Using Artificial Neural Networks and Support Vector Machines // International Journal of Prognostics and Health Management. — 2017. — Vol. 8.
- Asada T. Novel Condition Monitoring Techniques Applied to Improve the Dependability of Railway Point Machines // University of Birmingham, 2013.
- Cremona C., Santos J. P. Structural Health Monitoring as a Big-Data Problem // Structural Engineering International. — 2018. — Vol. 28. — Is. 3. — P. 243–254.
- Luckey D., Fritz H., Legatiuk D., Dragos K., Smarsly K. Artificial Intelligence Techniques for Smart City Applications // Proceedings of the International ICCCBE and CIB W78 Joint Conference on Computing in Civil and Building Engineering 2020, São Paulo, Brazil. P. 1–14.
- Сапожников, В. В. Основы технической диагностики / В. В. Сапожников, Вл. В. Сапожников — Москва : Маршрут, 2004.
- Efanov D., Osadchy G., Sedykh D., Pristensky D., Barch D. Monitoring System of Vibration Impacts on the Structure of Overhead Catenary of High- Speed Railway Lines // Proceedings of 14th IEEE East-West Design & Test Symposium (EWDTS’2016), Yerevan, Armenia, 2016. — P. 201–208.
- Efanow D. W., Osadtschiy G. W. Energy Efficiency Categories for Safety Installations // Signal + Draht. 2020. Bd. 112. Heft 4. S. 36–42.
- Ефанов, Д. В. Системы стационарного мониторинга и цифровая железнодорожная контактная подвеска / Д. В. Ефанов, Д. В. Барч, Г. В. Осадчий // Транспорт РФ. — 2019. — No 4 (83). — С. 41–44.
- Efanov D. V., Osadchy G. V., Barch D. V., Belyi A. A. Permanent Monitoring Systems of the Contact-Wire of Railroad Catenary: The Main Tasks of Implementation // Proceedings of 17th IEEE East-West Design & Test Symposium (EWDTS’2019), Batumi, Georgia, 2019. — P. 484–487.
- Chen Z., Lv M., Xu X., Yu F., Jin H. Design of Distributed Monitoring and Diagnosis System for Locomotive Diesel Based on GPRS-Internet // 2010 International Conference on Electrical and Control Engineering, 25–27 June 2010, Wuhan, China.
- Грачев, В. В. Прескриптивный контроль энергоэффективности тепловоза с использованием интеллектуальных методов обработки измерительной информации. — Санкт-Петербург : ПГУПС, 2019.
Дата публикации: 20.10.2020
Универсальные системы мониторинга как жизненно важные составляющие высокоиммунных транспортных систем
PDF 1.14Мб- Санкт-Петербург, ул. Фучика, д.4, лит. К, БЦ «Альянс», офис 408
- +7 (812) 775-10-82
- office@ntc-ksm.ru
- Мы работаем Пн-Пт с 9:00 до 18:00 МСК