Система структурированного мониторинга на автодорожном мосту через реку Обь вблизи Сургута
В статье описана система структурированного мониторинга уникального технического сооружения – моста через реку Обь в районе Сургута. Приведены технические подробности реализации системы мониторинга, указан состав датчиков физических величин, приводятся примеры смонтированных устройств, а также внешний вид автоматизированного рабочего места оператора системы.
Развитие техники и информационных технологий последних лет позволяет человечеству не только создавать уникальные сооружения, но и наделять их особым свойством — возможностью сигнализации о возникающих в процессе их эксплуатации изменениях. Данное свойство может быть заложено при проектировании некоторого сооружения, либо же «добавлено» при его дооснащении специализированными техническими средствами.
В процессе проектирования специалисты анализируют конструкцию объекта, выбирают ключевые диагностические параметры и способы их получения, трансляции в пункт концентрации, обработки и анализа. Для каждого нового объекта эта задача решается индивидуально с учетом ключевых его особенностей, условий эксплуатации и желаемого эффекта (на объекте можно просто собирать данные и анализировать вручную, можно фиксировать тренды в изменениях контролируемых параметров, можно использовать методы интеллектуального анализа данных для прогнозирования и оценки остаточного ресурса и т. д.). Технические средства, позволяющие получать цифровую картину и оценивать состояние объекта, выделены в целый класс систем — систем мониторинга инженерных конструкций (СМИК), и более сложных систем с более широкими возможностями — систем мониторинга инженерных сооружений (СМИС) [1]. Далее будем называть их коротко «системами мониторинга». Они уже сейчас предусматриваются и эксплуатируются на всех крупных технических сооружениях, например, на Транспортном переходе через Керченский пролив (Крымский мост), на мосту через пролив Босфор Восточный в г. Владивосток (Русский мост), на мостовых и уникальных технических сооружениях в Санкт-Петербурге [2–4].
В данной статье описывается установленная и запущенная в июне 2021 года в эксплуатацию современная система мониторинга инженерных сооружений на уникальном техническом сооружении — вантовом автодорожном мосту через реку Обь в районе г. Сургут (Югорский мост).
Югорский мост открыт 16 сентября 2000 года и является одним из самых длинных мостов в Сибири (рисунок 1 и рисунок 2). Его длина составляет 2110 м (с подходами общая длина — 15 км). Длина центрального вантового пролета составляет 408 м и поддерживается пилоном высотой около 150 м. Это самый длинный в мире центральный пролет, удерживаемый одним пилоном. Сам же мостовой переход смонтирован на 13 опорах и двух устоях и предназначен для пропуска автомобильного транспорта шириной 2 полосы. До строительства моста автомобильная связь Сургута и других промышленных районов Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, отрезанных Обью от южных регионов, осуществлялась с использованием паромной переправы летом и ледовой переправы зимой.
Проект СМИК разработан АО «Институт Гипростроймост-Санкт-Петербург» и включает в себя следующее оборудование:
Подсистема сбора данных:
- Акселерометры: 38 шт. установлены на вантах, 28 шт. внутри пролетных строений и 4 шт. внутри пилона в шкафах укрытия (всего 70 шт.);
- Тензометры: установлены внутри пилона и пролетных строений в шкафах укрытия (всего 52 шт.);
- Датчики температуры: установлены в верхней части пилона и внутри вантового пролетного строения в шкафах укрытия (всего 3 шт.);
- Инклинометры: 13 шт. смонтированы на ригелях железобетонных опор и 4 шт. расположены в пилоне по верховой и низовой стороне (всего 17 шт.);
- Датчики линейных перемещений: 2 шт. на ригеле 6-й опоры для измерения перемещений вантового пролетного строения и типового пролетного строения) и 1 шт. на устое No 19;
- Метеостанция WXT536: 1 шт. в районе средней части вантового пролетного строения на мачте освещения по низовой стороне;
Оборудование концентрации и централизации данных:
- Локальные станции сбора данных (AUX);
- Автоматизированное рабочее место (АРМ): расположено в здании весового контроля со стороны Сургута.
Необходимо отметить, что в системе мониторинга датчики температуры, инклинометры и акселерометры использованы отечественного производителя. Это 90 датчиков из 145, что составляет около 62% от объема приборов.
Строительно-монтажные и пусконаладочные работы выполнены специалистами ООО НТЦ «Комплексные системы мониторинга», имеющими богатый опыт разработки, проектирования, строительства и эксплуатации систем мониторинга. На рисунках 3–6 изображены основные периферийные средства системы мониторинга. Последующая эксплуатация системы, ее обслуживание и совершенствование будут осуществляться также с привлечением специалистов компании.
Система структурно построена таким образом, что данные со всех датчиков и метеостанции поступают на локальные станции, а затем — в основной шкаф сбора данных AUX 1 (Р100), из которого уже передаются на АРМ оператора. В качестве верхней программной оболочки в системе мониторинга использованы программные средства зарекомендовавшей себя системы SAVCOR (Финляндия), адаптированной к использованию на территории РФ. На рисунке 7 приведен скриншот с АРМа на объекте мониторинга с выведенными графиками изменения температуры и перемещений пролетного строения, показывающими их зависимость.
Эксплуатация системы мониторинга позволяет накапливать большой объем полезной диагностической информации в течение длительного времени, осуществлять ее обработку и комплексный интеллектуальный анализ [5, 6], что позволяет на практике прогнозировать раннее развитие дефектов, формировать дорожные карты по обслуживанию мостового перехода, фиксировать нарушителей движения, предупреждать оперативный персонал о возникновении чрезвычайных ситуаций. Фактически, установленная система мониторинга является источником большого объема данных, которые, при соответствующей надстройке и создании «оживляемой», например, методами конечно-элементного анализа [7], копии мостового сооружения, позволяют проводить моделирование его работы в текущий момент времени, определять источники воздействий и вырабатывать рекомендации по техническому обслуживанию и эксплуатации объекта мониторинга.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- J. E. Andersen and A. Vesterinen “Structural Health Monitoring Systems”. Denmark, COWI A/S, 2006, 125 p.
- A. A. Belyi, E. S. Karapetov and Yu. I. Efimenko “Structural Health and Geotechnical Monitoring During Transport Objects Construction and Maintenance (Saint-Petersburg Example)”, Procedia Engineering, 2017, Vol. 189, pp. 145–151, doi: 10.1016/j.proeng. 2017.05.024.
- Осадчий Г. В., Белый А. А., Ефанов Д. В., Шестовицкий Д. А. Мониторинг технического состояния раздвижной крыши стадиона «Санкт-Петербург Арена» // Строительство уникальных зданий и сооружений. — 2018. — No 6. — С. 10–24. — DOI: 10.18720/CUBS.69.2.
- Ефанов Д. В., Мячин В. Н., Осадчий Г. В., Зуева М. В. Выбор способа фильтрации диагностических данных в системах непрерывного мониторинга объектов транспортной инфраструктуры // Транспорт Российской Федерации. — 2020. — No 2. — С. 35–40.
- S. A. Sokolov, D. G. Plotnikov, A. A. Grachev and V. A. Lebedev “Evaluation of Loads Applied on Engineering Structures Based on Structural Health Monitoring”, International Review of Mechanical Engineering (IREME), 2020, Vol. 14, No. 2, pp. 146–150.
- D L. Sun, Z. Shang, Y. Xia, S. Bhowmick, S. Nagarajaiah “Review of Bridge Structural Health Monitoring Aided by Big Data and Artificial Intelligence: From Condition Assessment to Damage Detection”, Journal of Structural Engineering, 2020, 146(5): 04020073. — DOI: 10.1061/(ASCE)ST.1943–541X.0002535.
- Грачев А. А., Никитин Г. И., Плотников Д. Г., Баните А. В., Бортяков Д. Е., Габриель А. С. Автоматизация расчета локальных напряжений в элементах коробчатого сечения пролетных строений с ездовыми балками по данным непрерывного мониторинга // Автоматика на транспорте. — 2021. — Т. 7. — No 2. — С. 216–230.
Дата публикации: 30.09.2021
Система структурированного мониторинга на автодорожном мосту через реку Обь вблизи Сургута
PDF 0.69Мб- Санкт-Петербург, ул. Фучика, д.4, лит. К, БЦ «Альянс», офис 408
- +7 (812) 775-10-82
- office@ntc-ksm.ru
- Мы работаем Пн-Пт с 9:00 до 18:00 МСК