Система структурированного мониторинга на автодорожном мосту через реку Обь вблизи Сургута

Система структурированного мониторинга на автодорожном мосту через реку Обь вблизи Сургута

В статье описана система структурированного мониторинга уникального технического сооружения – моста через реку Обь в районе Сургута. Приведены технические подробности реализации системы мониторинга, указан состав датчиков физических величин, приводятся примеры смонтированных устройств, а также внешний вид автоматизированного рабочего места оператора системы.

Развитие техники и информационных технологий последних лет позволяет человечеству не только создавать уникальные сооружения, но и наделять их особым свойством — возможностью сигнализации о возникающих в процессе их эксплуатации изменениях. Данное свойство может быть заложено при проектировании некоторого сооружения, либо же «добавлено» при его дооснащении специализированными техническими средствами.

В процессе проектирования специалисты анализируют конструкцию объекта, выбирают ключевые диагностические параметры и способы их получения, трансляции в пункт концентрации, обработки и анализа. Для каждого нового объекта эта задача решается индивидуально с учетом ключевых его особенностей, условий эксплуатации и желаемого эффекта (на объекте можно просто собирать данные и анализировать вручную, можно фиксировать тренды в изменениях контролируемых параметров, можно использовать методы интеллектуального анализа данных для прогнозирования и оценки остаточного ресурса и т. д.). Технические средства, позволяющие получать цифровую картину и оценивать состояние объекта, выделены в целый класс систем — систем мониторинга инженерных конструкций (СМИК), и более сложных систем с более широкими возможностями — систем мониторинга инженерных сооружений (СМИС) [1]. Далее будем называть их коротко «системами мониторинга». Они уже сейчас предусматриваются и эксплуатируются на всех крупных технических сооружениях, например, на Транспортном переходе через Керченский пролив (Крымский мост), на мосту через пролив Босфор Восточный в г. Владивосток (Русский мост), на мостовых и уникальных технических сооружениях в Санкт-Петербурге [2–4].

В данной статье описывается установленная и запущенная в июне 2021 года в эксплуатацию современная система мониторинга инженерных сооружений на уникальном техническом сооружении — вантовом автодорожном мосту через реку Обь в районе г. Сургут (Югорский мост).

Югорский мост открыт 16 сентября 2000 года и является одним из самых длинных мостов в Сибири (рисунок 1 и рисунок 2). Его длина составляет 2110 м (с подходами общая длина — 15 км). Длина центрального вантового пролета составляет 408 м и поддерживается пилоном высотой около 150 м. Это самый длинный в мире центральный пролет, удерживаемый одним пилоном. Сам же мостовой переход смонтирован на 13 опорах и двух устоях и предназначен для пропуска автомобильного транспорта шириной 2 полосы. До строительства моста автомобильная связь Сургута и других промышленных районов Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, отрезанных Обью от южных регионов, осуществлялась с использованием паромной переправы летом и ледовой переправы зимой.

Проект СМИК разработан АО «Институт Гипростроймост-Санкт-Петербург» и включает в себя следующее оборудование:

Подсистема сбора данных:

  • Акселерометры: 38 шт. установлены на вантах, 28 шт. внутри пролетных строений и 4 шт. внутри пилона в шкафах укрытия (всего 70 шт.);
  • Тензометры: установлены внутри пилона и пролетных строений в шкафах укрытия (всего 52 шт.);
  • Датчики температуры: установлены в верхней части пилона и внутри вантового пролетного строения в шкафах укрытия (всего 3 шт.);
  • Инклинометры: 13 шт. смонтированы на ригелях железобетонных опор и 4 шт. расположены в пилоне по верховой и низовой стороне (всего 17 шт.);
  • Датчики линейных перемещений: 2 шт. на ригеле 6-й опоры для измерения перемещений вантового пролетного строения и типового пролетного строения) и 1 шт. на устое No 19;
  • Метеостанция WXT536: 1 шт. в районе средней части вантового пролетного строения на мачте освещения по низовой стороне;

Оборудование концентрации и централизации данных:

  • Локальные станции сбора данных (AUX);
  • Автоматизированное рабочее место (АРМ): расположено в здании весового контроля со стороны Сургута.

Необходимо отметить, что в системе мониторинга датчики температуры, инклинометры и акселерометры использованы отечественного производителя. Это 90 датчиков из 145, что составляет около 62% от объема приборов.

Строительно-монтажные и пусконаладочные работы выполнены специалистами ООО НТЦ «Комплексные системы мониторинга», имеющими богатый опыт разработки, проектирования, строительства и эксплуатации систем мониторинга. На рисунках 3–6 изображены основные периферийные средства системы мониторинга. Последующая эксплуатация системы, ее обслуживание и совершенствование будут осуществляться также с привлечением специалистов компании.

Система структурно построена таким образом, что данные со всех датчиков и метеостанции поступают на локальные станции, а затем — в основной шкаф сбора данных AUX 1 (Р100), из которого уже передаются на АРМ оператора. В качестве верхней программной оболочки в системе мониторинга использованы программные средства зарекомендовавшей себя системы SAVCOR (Финляндия), адаптированной к использованию на территории РФ. На рисунке 7 приведен скриншот с АРМа на объекте мониторинга с выведенными графиками изменения температуры и перемещений пролетного строения, показывающими их зависимость.

Эксплуатация системы мониторинга позволяет накапливать большой объем полезной диагностической информации в течение длительного времени, осуществлять ее обработку и комплексный интеллектуальный анализ [5, 6], что позволяет на практике прогнозировать раннее развитие дефектов, формировать дорожные карты по обслуживанию мостового перехода, фиксировать нарушителей движения, предупреждать оперативный персонал о возникновении чрезвычайных ситуаций. Фактически, установленная система мониторинга является источником большого объема данных, которые, при соответствующей надстройке и создании «оживляемой», например, методами конечно-элементного анализа [7], копии мостового сооружения, позволяют проводить моделирование его работы в текущий момент времени, определять источники воздействий и вырабатывать рекомендации по техническому обслуживанию и эксплуатации объекта мониторинга.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. J. E. Andersen and A. Vesterinen “Structural Health Monitoring Systems”. Denmark, COWI A/S, 2006, 125 p.
  2. A. A. Belyi, E. S. Karapetov and Yu. I. Efimenko “Structural Health and Geotechnical Monitoring During Transport Objects Construction and Maintenance (Saint-Petersburg Example)”, Procedia Engineering, 2017, Vol. 189, pp. 145–151, doi: 10.1016/j.proeng. 2017.05.024.
  3. Осадчий Г. В., Белый А. А., Ефанов Д. В., Шестовицкий Д. А. Мониторинг технического состояния раздвижной крыши стадиона «Санкт-Петербург Арена» // Строительство уникальных зданий и сооружений. — 2018. — No 6. — С. 10–24. — DOI: 10.18720/CUBS.69.2.
  4. Ефанов Д. В., Мячин В. Н., Осадчий Г. В., Зуева М. В. Выбор способа фильтрации диагностических данных в системах непрерывного мониторинга объектов транспортной инфраструктуры // Транспорт Российской Федерации. — 2020. — No 2. — С. 35–40.
  5. S. A. Sokolov, D. G. Plotnikov, A. A. Grachev and V. A. Lebedev “Evaluation of Loads Applied on Engineering Structures Based on Structural Health Monitoring”, International Review of Mechanical Engineering (IREME), 2020, Vol. 14, No. 2, pp. 146–150.
  6. D L. Sun, Z. Shang, Y. Xia, S. Bhowmick, S. Nagarajaiah “Review of Bridge Structural Health Monitoring Aided by Big Data and Artificial Intelligence: From Condition Assessment to Damage Detection”, Journal of Structural Engineering, 2020, 146(5): 04020073. — DOI: 10.1061/(ASCE)ST.1943–541X.0002535.
  7. Грачев А. А., Никитин Г. И., Плотников Д. Г., Баните А. В., Бортяков Д. Е., Габриель А. С. Автоматизация расчета локальных напряжений в элементах коробчатого сечения пролетных строений с ездовыми балками по данным непрерывного мониторинга // Автоматика на транспорте. — 2021. — Т. 7. — No 2. — С. 216–230.

Дата публикации: 30.09.2021

Система структурированного мониторинга на автодорожном мосту через реку Обь вблизи Сургута
PDF 0.69Мб
Скачать

Другие статьи

Остались вопросы?
Обсудим проект?

+7 (812) 775-10-82 Пн-Пт 9:00 - 18:00 МСК office@ntc-ksm.ru

    Оставьте ваши данные, мы обязательно свяжемся с вами в ближайшее время:

    • Санкт-Петербург, ул. Фучика, д.4, лит. К, БЦ «Альянс», офис 408
    • +7 (812) 775-10-82
    • office@ntc-ksm.ru
    • Мы работаем Пн-Пт с 9:00 до 18:00 МСК